Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Информационный портал Угличского МР Управление образования http://www.uglich.ru/adm/uo/fgos_fg/
Федеральный уровень:
ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286)
ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287)
Региональный уровень:
Муниципальный уровень:
Уровень общеобразовательного учреждения:
Приказ «Об организации работы в школе по повышению функциональной грамотности»
Информационные ресурсы по формированию функциональной грамотности
1.Раздел на сайте ММЦ http://mmc-uglich.ru/fg
2. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Обязательно использование учительской подтвержденной записи на сайте «РЭШ». Доступ учеников к заданиям осуществляется по индивидуально сгенерированной ссылке и паролю.https://resh.edu.ru
3. Сайт Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» http://www.iro.yar.ru/index.php?id=5778
4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы):
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/